ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ АЛЬПИНИЗМА ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ
| 23.03.2010, 15:22 |
УТВЕРЖДЕНО Президиумом Федерации альпинизма и склолазания Украины " 19 " января 2002 г, протокол № 1
П Р О Г Р А М М А
(содержание занятий) подготовки инструкторов – методистов III категории по альпинизму
1. КОНТРОЛЬ, АТТЕСТАЦИЯ
Тема 1.1. Входной контроль: Проверка технической подготовленности (4 ч. практики) Участники сбора проходят в связках скальный маршрут IV-V к.сл., частично оборудованный стационарными точками страховки. Цель - показать умение организовать надежное и безопасное движение связки (правила движения по скалам, организация страховки, применение ИТО, организация спуска с продергиванием веревки).
Тема 1.2. Входной контроль: Проверка теоретических знаний (3 ч. теории) Проверка уровня теоретической подготовленности участников по вопроснику (доводится заранее, до сбора) из 200 вопросов по технике и тактике альпинизма, природе гор, истории, снаряжению, правилам и нормативам. В билете 10 вопросов. Участник, не ответивший на 2 вопроса, к сбору не допускается.
Тема 1.3. Зачет: защита реферата по методике обучения (1 ч. теории) Дифференцированный зачет по теме, подготовленной участниками в ходе сбора.
Тема 1.4. Выходной контроль: Сдача выпускного экзамена (6 ч. теории) Билеты выдаются участникам заранее. Вопросы по темам: методика проведения занятий, обеспечение безопасности занятий, решение ситуационных задач альпиниста и инструктора.
.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема.2.1. Программа подготовки альпинистов: квалификационные уровни, нормативы (3 ч. теории) Количество и характеристика уровней альпинистской квалификации. Система начальной, спортивной подготовки, совершенствования и мастерства в Украине. Содержание физической, технической, теоретической и специальной подготовки. Основной и подготовительный периоды обучения.
Тема.2.2. Лекция Положение об инструкторах: статус, ответственность (1 ч .теории) Положение об инструкторах альпинизма. Права и обязанности. Должностная и юридическая ответственность.
Тема.2.3. Семинар Альпинизм. Развитие. Особенности (2 ч. практики) Спорт и увлечение. История. Основные достижения в мире и Украине. Соревнования, рекордные восхождения, нормы. Особенности в сравнении с другими видами спорта (социальный аспект)
Тема.2.4. Лекция Альпинистское снаряжение, требования к нему (1 ч.теории) Требования УИАА к снаряжению: веревке, системе, каске, кошкам, инструментам. Современные виды снаряжения. Правильное использование, уход, отбраковка.
Тема.2.5. Лекция Физические основы страховки; динамическая страховка (1 ч. теории) Страховочная цепь: веревка, узлы, точки страховки, тормозные устройства. Рывок физические основы рывка. Динамическая страховка, Протравливание. Другие способы гашения рывка на скалах, на снегу. Ошибки страховки. Страховочный стенд.
Тема.2.6. Лекция Основы безопасности в горах (1 ч. теории) Опасности гор. Человек как фактор, способствующий усилению опасностей. Техника, тактика. Воспитание мотивации на безопасную деятельность. Система обучения и тренировка как способы повышения внутренней защищенности человека. Психологические основы противостояния опасностям. Способы выживания: поддержание водно-солевого и теплового режима. Предотвращение поражения молнией. Способы психологической релаксации и мобилизации (аутотренинг).
Тема.2.7. Семинар Тактика в альпинизме (2 ч. практики) Тактические категории: силы, средства, время. Внешние факторы (рельеф, погода, состав группы). Оценка собственных возможностей, Тактический план восхождения, похода. Разбор восхождения как элемент обратной связи. Роль руководителя. Тактика учебных восхождений. Место инструктора. Решение ситуационных задач.
Тема.2.8. Лекция Обзор горных районов. Вопросы экологии (2 ч. теории)
Тема.2.9. Психологические особенности подготовки альпиниста (2 ч. теории) Психологическая характеристика альпинизма как вида деятельности. Горы как источник эмоционального подъема, источник стресса. Стрессоры. Дистресс. Повышение устойчивости. Социология малых групп. Межличностное общение. Лидерство. Мотивации. Способы психологической стабилизации.
Тема.2.10. Лекция Анализ аварий в горах, особенности Карпат и Крыма (3 ч. теории)
Тема.2.11. Лекция Техника и тактика спасательных работ (2 ч. теории) Организация и тактика спасательных работ. Составление плана–графика спасательных работ.
Тема.2.12. Лекция Организация поиска в лавинах (2 ч. теории) Характеристика лавин. Поведение при попадании в лавину; помощь напарника - решающий фактор при спасении. Поиск силами спасотряда. Разметка лавины, место спасателей. Работа зондом. Доврачебная помощь.
Тема.2.13. Лекция Основы педагогики, методы обучения, качества инструктора (3 ч. теории) Педагогические принципы: активности, сознательности, систематичности, доступности, наглядности, прочности. Формы обучения: коллективная, групповая. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, активные. Проблемное обучение. Профессиональные и человеческие качества инструктора. Руководитель, лидер, методы руководства (директивный, демократический, попустительский). Стили общения. Риторика и культура речи инструктора. (Конспект лекции мс И.А.Поповой, В.В.Целовахина)
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема.3.1. Радиосвязь и сигнализация в горах. Ориентирование (2 ч. практики) Применяемые радиостанции. Режимы симплексной и дуплексной связи. Обращение с радиостанцией и питанием. Правила радиообмена. Пользование картой, компасом, высотомером. Движение по азимуту. Составление кроков. Ориентирование по известным приметам. Описание маршрутов в символах УИАА.
Тема.3.2. Техника проведения спасработ силами малой группы (5 ч. практики) Экстренное оттаскивание пострадавшего из опасного места, последующая транспортировка по тропе или несложному рельефу. Вязка носилок, организация страховки. Спуск и подъем пострадавшего с сопровождающим по сложному рельефу (на носилках и сидя). Наращивание веревки.
Тема.3.3. Техника извлечения из трещин и пещер (2 ч. практики) Средства самопомощи при зависании (разгрузка системы). Способы самовылезания. Способы помощи попавшему в трещину: грудь-нога, нога-нога, вытаскивание (полиспаст, полиспаст - рычаг из ледоруба).
Тема.3.4. Переправы через горные реки и каньоны (5 ч. практики) По камням и бревнам (укладка бревна), вброд без веревок, с веревками, по перилам. Навесная переправа.
Тема.3.5. Организация бивуаков на различном рельефе (2 ч. практики) Бивак на простом рельефе. Выбор места. Установка палатки. Работа с примусом или газовой кухней. Уход за ними. Организация бивуака на сложном рельефе. Страховка палатки, снаряжения и участников.
Тема.3.6. Оказание доврачебной медицинской помощи (4 ч. практики) Помощь при: - травмах; - заболеваниях ( простудные, расстройства кишечника, обморок, солнечный и тепловой удар, переохлаждения, головные и мышечные боли, носовые кровотечения, горная болезнь, снежная слепота); - потертостях, ссадинах, ушибах, растяжениях связок, укусах змей и насекомых. Экстренная помощь: искусственное дыхание, закрытый массаж сердца.
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 4.1. Веревочные узлы, работа с веревкой (1 ч. теории, 1 ч. практики) Форма одежды. Снаряжение личное. Снаряжение групповое. Проведение вводной беседы «Применение альпинист-ской веревки при передвижении в горах. Организация страховки и самостраховки». Страховочная веревка: марки-рование, переноска. Вязка узлов: контрольный, проводник, булинь, прямой, ткацкий, брамшкотовый, стремячко, схватывающий. Приемы самостраховки и страховки через поясницу, через плечо, комбинированная. Простейшие приемы работы в связках при одновременном и попеременном движении. Разбор занятий.
Тема 4.2. Передвижение по скалам и страховка (НП-1, НП-2, СП) (2 ч. теории, 3 час практики) Форма одежды. Снаряжение личное. Снаряжение групповое. Проведение вводной беседы «Передвижение по скальному рельефу» (общая часть, легкие скалы, скалы средней трудности, трудные скалы, очень трудные скалы, сверхсложные скалы, скальные крючья и их применение, закладные элементы и их применение, удлинняющие петли-оттяжки, крюкоулавливатели, карабины, молотки скальные, амортизаторы, зажимы для передвижения, лесенки, индивидуальные устройства для страховки и спуска). Основные правила передвижения по скалам. Движение связок. Организация страховки на скальном рельефе сверху и снизу (выбор точки самостраховки; рациональный выбор пути веревки к страхуемому и направления возможного рывка; организация пункта страховки: с помощью петель через выступы, забивка крюка, навешивание карабина, прощелкивание в него веревки, недопущение перехлеста веревки в карабине и др.), организация места страховки, недопустимость использования одного и того же крюка для страховки и самостраховки, надежность самостраховки (две точки закрепления), использование страховочных амортизаторов, использование рукавиц. Передвижение по перилам: организация вертикальных и горизонтальных перил, закрепление веревки, движение участников с самостраховкой на перилах, перестежка. Организация спусков. Взаимодействие связок на подъеме и спуске. Разбор занятий.
Тема 4.3. Работа на страховочном стенде (3 ч. практики) Форма одежды. Снаряжение личное. Снаряжение групповое. Проведение вводной беседы (анализ существующих приемов страховки, технических характеристик веревки и другого страховочного снаряжения, характерные примеры несчастных случаев из-за плохой организации страховки). Вводные установки по организации страховки и пункта страховки (самостраховка и страховка). Упражнения: 1) дающие представление участнику о реальной силе рывка при срыве первого в связке (вес груза примерно 75 кг), о величине трения в промежуточных точках страховки и силе рывка, приходящегося на страхующего; 2) обучающие правильному выбору способа страховки, обеспечивающего нормальное удержание с оптимальной величиной протравливания (удержание веревки в руках, в комбинации со страховкой через плечо, при наличии страховочных приспособлений – шайб Штихта и других); 3) обучающие страховке при неудобном положении страхующего; 4) обучающие приемам страховки с помощью двойной веревки; 5) для получения навыков в организации пункта страховки по принципу «треугольник». Отработка приемов действия страхующего в случае, когда срыв первого произошел и сам страхующий должен предпринять определенные действия по оказанию ему помощи. Разбор занятий.
Тема 4.4. Ситуационные задачи (1 ч. теории, 2 ч. практики) Вводная беседа об обеспечении помощи и самопомощи в горных походах и на восхождениях. Личный страховочный комплект снаряжения и форма его готовности. Типовые аварийные ситуации. Решение ситуационных задач. Разбор занятий.
Тема 4.5. Передвижение по сложному скальному рельефу и страховка (СП, СС, СМ) (5 ч. практики) Форма одежды. Снаряжение личное. Снаряжение групповое. Проведение вводной беседы. Тактика и техника пере- движения в связках. Взаимодействие связок. Организация страховки и самостраховки с применением закладок, «гекс» и т.п. Приемы работы с двойной веревкой и искусственными точками опоры (лесенки, площадки). Приемы спуска по веревке с пересадкой в связке и группой в несколько человек. Организация биваков на стене. Разбор занятий.
Тема 4.6. Передвижение по травянистым склонам и осыпям (1 ч. теории, 2 ч. практики) Форма одежды. Снаряжение личное. Снаряжение групповое. Проведение вводной беседы «Особенности передвижения по травянистым склонам, осыпям, моренам, скальным завалам». Передвижение по травяным склонам: подъем, траверс, спуск прямо вниз, спуск зигзагом. Самостраховка и задержание при срывах. Ледоруб – дополнительная точка опоры. Передвижение по осыпям различного характера: мелким, средним и крупным осыпям, моренам, скальным завалам (постановка ног, шаги без толчка, недопустимость сбрасывания камней, выбор напрвления и угла подъема, плотное движение группы и колонны). Спуски: по мелкой осыпи (глиссирование мелкими шагами), по средней осыпи (шаги как по ступеням, преимущественно прямо вниз), по крупной осыпи (напоминает лазание вниз). Разбор занятий.
Тема 4.7. Проведения учебных походов и восхождений (1 ч теории, 12 ч практики) Подготовка похода: цель; задачи; оформление похода; план похода с определением времени выхода, темпа движения, графика движения и отдыха, мест биваков и распорядка дня на биваке, мест учебных занятий или маршрутов акклиматизационных выходов, перевальных походов, зачетных восхождений; раскладки времени для выполнения задач похода, сроков и маршрута возвращения на базу, радиосвязи; решение вопросов обеспечения безопасности. Предварительное ознакомление и разведка маршрута похода с целью уточнения плана его проведения со всеми его элементами. Инструктаж инструкторов и ознакомление участников с задачами и планом похода, а также с мероприятиями по подготовке к походу. Форма ознакомления – беседа (лекция). Подбор и подготовка участниками личного и группового снаряжения, одежды, обуви, примусов, канистр, питания. Распределение груза в отделении и в отряде. Упаковка груза. Роль инструктора в подготовке. Проведение похода: типы походов (тренировочно-ознакомительный выход, выход на ледово-снежные занятия, перевальный поход, зачетное восхождение), их особенности. Организация выхода. Баланс времени. Движение колонны в горах (темп, отдых, питание, питье). Организация бивака, питания, занятий, отдыха. Проведение перевального похода и зачетного восхождения (особенности). Возвращение на базу. Разбор выхода (организация разбора, вопросы затрагиваемые на разборе, завершение разбора).
Тема 4.8. Переправы через горные реки и каньоны (1 ч теории) Проведение вводной беседы «Режим горных рек. Особенности донного рельефа. Скорость течения. Температура. Выбор места для переправы. Опасности горных рек. Меры безопасности. Технические приемы для переправы». Форма одежды. Снаряжение личное. Снаряжение групповое. Проведение отработки различных способов переправ: вброд; «вдвоем» и «шеренгой»; вброд с шестом и по косым перилам; над водой по камням через мелкий поток или рукав реки; по бревну; подвесная дорога (организация дороги, система полиспаста, натяжка веревки, организация проб переправы по воздуху; демонтаж переправы). Обеспечение самостраховки и страховки при всех способах переправ. Разбор занятий.
Тема 4.9. Передвижение по снегу и страховка (1 ч теории, 3 ч практики) Форма одежды. Снаряжение личное. Снаряжение групповое. Проведение вводной беседы «Формы снежного рельефа. Опасности и меры предупреждения. Техника передвижения и страховка». Показ приемов индивидуальной техники и работы связки в 2 человека. Основные правила передвижения по снежному рельефу. Выбор места проведения занятий (ровный склон крутизной 45 градусов, хороший выкат, отсутствие камней и оледеневших пятен снега на склоне, безопасность в отношении падающих по месту занятий камней, схода лавин и т.п.). Место расположения инструктора. Отработка индивидуальной техники передвижения и самостраховки: подъём вверх прямо («елочкой») и зигзагом; траверс, спуск. Подъём - траверс – спуск приемом в «три такта». Скольжение на ногах при спуске (глиссирование), самозадержание при срывах. Организация страховки через ледоруб (особенности, подготовка места страховки). Передвижение по снежным склонам в связках. Взаимодействие связок на подъёме и спуске. Спуск по крутому участку с организацией закрепления веревки на ледорубе с последующим его вырывом после завершения спуска при демонтаже спусковой системы. Разбор занятий.
Тема 4.10. Передвижение по льду и страховка” (НП-1, НП-2, СП, СС) (2 ч. лекции, 5 ч. практики) Форма одежды. Снаряжение личное. Снаряжение групповое. Проведение вводной беседы «Происхождение ледников. Формы ледового рельефа. Правила передвижения и страховки. Меры безопасности». Показ приемов индивидуальной техники и работы связки в 2 человека. Объяснение правил передвижения, самостраховки и страховки. Отличие способов и особенностей передвижения по ледовой поверхности от всех остальных. Особенности хождения в кошках. Подготовка кошек и ледоруба. Особенности страховки на льду. Особенности передвижения по льду в горных ботинках без кошек, самозадержание при срывах в этом случае. Одевание кошек различной конструкции. Передвижение по льду на кошках: подъём, траверс, спуск, перепрыгивание узких трещин и понижений (ровное место с камнями и ледовые склоны крутизной до 30 градусов с хорошим выкатом), самозадержание при срывах в этом случае. Передвижение на передних зубьях (склон протяженностью 3-5 м, крутизной не более 45 градусов, характерные особенности такого способа передвижения). Вырубание ступеней для подъёма, спуска и поворота в открытой и закрытой стойках. Забивание ледового крюка и его вытаскивание. Организация страховки на льду. Передвижение по закрепленной веревке – перилам (особенности места и крутизны склона, закрепление веревки, страховка). Передвижение по различному ледовому рельефу в связках и страховка при этом (подъёмы, траверсы, спуски в связке и при взаимодействующих связках). Разбор занятий.
Тема 4.11. Практика: Подготовка к выходу в высокогорную зону (6 ч. практики). Поход (восхождение): Отработка элементов тактики горовосхождений (9 ч. практики) Подготовка к выходу в высокогорную зону проводиться на основе методических положений по теме 4.7. В процессе похода отрабатываются на практике положения методики по теме 4.7., в том числе и работа инструктора с отделением. Разбор подготовки и похода.
Тема 4.12. Организационно-методическая деятельность: Основы работы тренера с отделением, самоподготовка (5 ч. теории, 8 ч. практики) Общие основы методики обучения технике альпинизма. Основы работы тренера с отделением. Планирование рабочего дня, анализ рабочего дня. Методика проведения вводных бесед и занятий по теоретическим и практическим разделам учебной программы. Основы теории воспитания и приложение их в учебном процессе. Роль инструктора отделения и командира отряда. Вопросы самоподготовки тренера и участника.
Комиссия по подготовке кадров ФАиС Украины Спортивно-техническая комиссия ФАиС Украины
|
Категория: Программа подготоки инструкторов альпинизма третьей категории | Добавил: MC
|
Просмотров: 2120 | Загрузок: 0
|
|
Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|