Но для этого еще выжить надо! Вот типичный пример. В начале далеких
восьмидесятых на Кушкае у моего знакомого инструктора из Одессы погиб новичок.
После первого дня занятий на скалах (лазали с верхней страховкой по простым
маршрутам) на следующий день утром исчез один участник. До этого вечером он
жаловался, что для него все слишком легко и поэтому не интересно. Он видел, как
кто-то шел «Двойку-классику», ему снизу это показалось просто, и он решил всех
удивить: «Чего там время терять на занятия! Вот возьму с утреца и пролезу сам и
без страховки!» Тогда «Двойка» была не окрюкованная и наиболее сложным местом
был верхний траверс по плите, где он и сорвался на виду у многочисленной
тусовки.
И до сих пор аналогичные случаи происходят регулярно. Умнее и
осторожнее новые поколения не стали…Снизу все кажется значительно проще, пока
не начнешь лезть. Вот и последний такой случай на Соколе с ребятами из Воронежа,
вроде уже чего-то там знающими после сбора на Кавказе, произошел в этом году,
когда в районе Чертова пальца они переоценили свои возможности, без страховки
полезли на Палец и сорвались: один на смерть, другой – с множественными
переломами…
Однажды я поссорился со своим другом Сашей Венгером (он погиб позднее
глупо-глупо на «Семерке» Форканта). А тогда Саша остановил меня и другого
своего друга под Мшаткой со словами: «Мужики, чей-то я не нагрузился (мы
спускались по дороге после Левого ромба). Посидите здесь чуток.» И
побежал на Филатовскую, лихо проскочил её за пол часа и еще минут за двадцать
по дороге сбежал к нам, уложившись в час. Саша ожидал похвалы. Но мы с Русланом
грубо отчитали его за ЭТО. Почему? Потому, что ответственность за свой поступок
он переложил на нас. Совершив его у нас на виду. Ведь случись что, сообщать
жене и детям печальную весть пришлось бы нам. Мне в жизни дважды приходилось
делать это, и поверьте, это страшнее самого страшного, что можно вообразить.
Хочешь «соло» - возьми ответственность на себя, сделай это так, что бы никто
тебя не видел, только ты и стена! Именно так каждый из нас и поступал, когда
чувствовал необходимость «побыть с собою один на один». Но это для тех, кто
знает «что и почем», умеет очень многое, правильно оценивает маршрут и свои
возможности и психологически готов к «неожиданностям». К этому идти надо не
спеша. Поспешишь – медленно понесут!
Я за любые направления в скалолазании, включая «соло» и «чистое соло». Я
против того, чтобы ЭТИМ занимались люди не готовые к ЭТОМУ. Иначе ЭТО –
самоубийство.
Скрытой причиной несчастных случаев часто бывает отсутствие скального цикла
перед первым маршрутом после перерыва. Вроде человек идет «по своим
возможностям» тройку «Б», имея опыт более сложных восхождений. И вдруг
срывается на простом рельефе, или камень на себя выворачивает. Почему? Да ведь
перерыв был. Ноги «поставить» надо, скалу почувствовать. И скалодром в этом не
помощник: после него надо два – три дня на адаптацию к скале. Трение
почувствовать надо, пойти ногами, а не на руках! Но «наша нетерпеливость» из
первого абзаца этой статьи опять шепчет: «Лезь, на «тройке» и разомнешься, и
разлазишься – адаптируешься...». Ну и полезли ребята на первомайские в
этом году. Один НС на Филатовской – тяжелый срыв с последующим смертельным
исходом. Второй на Мердвен-каясы: лидер сбился с маршрута и выворотил на
себя блок, с которым и сорвался, получив тяжелые травмы. Жаль ребят.
Поверхностный взгляд выделяет «лежащие на поверхности» причины этих НС: типа
отсутствия точек страховки непосредственно под местами срыва в обоих случаях.
На мой взгляд, главная причина этих НС – не разлазились ребята, скалу не
почувствовали. Когда разлазишься, то и срыв практически не возможен, и камень
«живой» почувствуешь и не используешь, или нагрузишь его правильно, не на
отрыв. И точку страховки установишь там, где есть опасность рухнуть на полку. А
когда лезешь на пределе – попробуй, установи её! Поговорил со знакомыми
этих ребят, и убедился в своей правоте: не разлазились они до восхождения,
поспешили…
Как разлазиться? Вначале с верхней страховкой до тех пор, пока не «ощутишь
свободу» - поймешь, что телом управляешь Ты (а не оно тобою),
и это тебе успешно удается. И ноги «стоят» и держат. И идешь ногами, а не на
руках. Рельеф при этом должен быть сложностью на одну полную категорию выше
самого сложного участка предполагаемого тренировочного восхождения (перед
Филатовской, где ключи 5 b к.сл нужно с верхней 6b лазать чисто). Почему с
верхней, а не с нижней и на спортивном маршруте? Да не разлазившись, на
спортивном маршруте будешь скован и закрепощен, и пользы от этого мало.
Уверенно (не только без срывов и зависаний, но легко и просто) проходя с
верхней 6b, можно перейти к спортивным маршрутам, и довести их до чистого
прохождения 6а к.сл. Далее – трэд, до 5с. Спасработы малой группой вспомнить.
Ну а после этого – можно и на Филатовскую 3Б, если у вас есть в недалеком
прошлом опыт четверок- пятерок. Если нет – начните с тренировочной двойки.
Скажите – долгий путь. Нет, если вы тренировались дома на скалодроме и
лазали там что-то типа 6с. Тогда здесь уложитесь в два- три дня. И потратите
это время с пользой - от Горы удовольствие получать надо. Надо лезть, чтобы
душа пела, в радость, а не выживать с забитыми руками, дрожащими ногами и полными
штанами счастья от своего героизма!
Я не отношу к причинам НС на простых участках промежуточную страховку с
большими пролетами. Будете на простом часто страховаться – медленно пойдете,
нарушая основной принцип безопасности в альпинизме: чем быстрее мы пройдем
маршрут, тем меньше времени мы будем подвергать себя объективным опасностям,
меньше их вероятность. НС на простом рельефе и при больших пролетах между
точками произойдет не от глубокого падения, а от того, что вы допустили срыв. А
чтобы его не допустить, нужно не страховаться чаще, а лазать хорошо и надежно!
А страховаться – перед опасным местом. Ну и веревку на пологом рельефе с
большим количеством промежуточных точек тащить тяжело (большое трение), что
само по себе опасно и может привести к срыву.
«Ходить» надо быстро. Но и чрезмерная скорость, а правильнее – поспешность,
опасна. Особенно – за счет лихачества, выпендрежа. Лазание должно быть
спокойным, слегка ленивым, но уверенным, с минимумом остановок. С правильной
оценкой своих сил и в сочетании с выбором правильного маршрута. Время
прохождения маршрута в первую очередь зависит не от скорости лазания лидера, а
от времени, затраченного на установку точек, организацию станций, работы с
веревкой, другим организованным сознательным действиям обоих членов связки
(каждый должен сам видеть, что можно сделать, и не ждать команды напарника, а
делать самому). Для приобретения умения ходить быстро надо много учиться:
хорошо лазать, уметь отдыхать во время лазания, устанавливать в неудобной позе
страховочные точки, и пр. Но учиться не во время восхождений, а внизу, выбирая
для этого подходящие скалы.
Следующая беда: камнепады от лезущих выше. И если ты лезешь в двойке – то
«сам дурак», видел, что на маршруте уже есть люди: не фиг лезть. Хуже – «паровозы».
Они устраиваются инструкторами, которые не могут или не хотят научить
альпиниста безопасно передвигаться в горах, но хотят, чтобы все «сходили»
маршрут. И провешиваются перилами «единички», и упорно лезут с раннего утра до
следующего утра, давно потеряв контроль и управление группой: верхние уже на
яйле, а нижние еще не начали первую веревку. И посыпают верхние нижних камнями
большими и малыми. Каждый год по этой причине кто-то тяжело травмируется или
гибнет. Светлой памяти Саша Фомин на эти майские…
Эта беда присуща официальному (придерживающемуся правил) альпинизму. Да, в
Больших горах инструктор берет десять новичков и после курса занятий ведет на
единицу, где в основном одновременное движение на укороченной веревке по снегу
и гребням, и отделение растягивается на подконтрольную инструктору «гусеницу».
Но нельзя автоматически переносить опыт таких восхождений на Крымские единички-
двойки, где одновременно на укороченной веревке новичок не пройдет.
Выход где? Уменьшить состав группы! Желательно – до двойки. Но новичков
много, а инструкторов мало! Не найдешь на каждого новичка по инструктору. Надо
перенимать опыт «дикого» (не официального) Крымского альпинизма. Люди
ходят в двойках, без инструкторов. Но ходят умно, учась у более опытных
товарищей. Ключевые слова здесь: «учась» и «в двойках».
Вот и официальный Крымский альпинизм надо построить так: инструктор обучает
новичка всем премудростям передвижения и обеспечения страховки на скалах. И не
10 часов, как по программе в Больших горах, а 70-80! Убедившись, что ученик
готов, проверив эту готовность на простом спортивном мультипитче,
отпускает его на маршрут с более опытным, ходившим первым на категорию-две выше
с еще более опытными! Т.е. задача инструктора не протащить неподготовленного
участника по маршруту (это работа гида), а научить его делать это
самостоятельно и безопасно! И проблема «паравоза» отпадет.
Появиться проблема маршрутов. Загляните в классификатор маршрутов
Крыма: сколько там единичек – двоек? Мало. А простых мультипитчей? Но и здесь
проблема решаемая: потенциал южнобережных скал использован не до конца, а во внутреннем
Крыму – почти не тронутые стены Б.Каньона (утес Сторожевой и другие), Сююрюкая,
Курушлюк, Бойко, Седамкая и др. И кроме «пятерок» – «шестерок» там найдется
место «единичкам» – «двойкам», простым и сложным мультипитчам, да и многому
другому.
Еще причины. Резкое ухудшение погоды. Особенно в осеннее – зимнее – весенний
период. До сих пор с болью вспоминаю замерзших в девяностые на Кушкае
молодоженов, хотевших прохождением «двойки» отпраздновать свой союз. Сам
неоднократно позорно бежал с маршрутов, бросая снаряжение, оставляя веревки,
при вдруг и ниоткуда накатившей черной туче и густому мокрому снегу с ураганным
ветром в октябре- ноябре (выходили то по теплу +20 и безоблачному небу, в
одних футболках).
Иногда НС происходит из-за потери нитки маршрута. Потерять её можно по
разным причинам: лидер плохо ориентируется, маршрут плохо «читается»
(«надуманный» или нелогичный маршрут), ухудшились условия видимости (туман,
дождь, снег), сбил с толку чей-то забитый не на маршруте крюк и пр. Так
сорвалась несколько лет назад и тяжело травмировалась на Соколе Лена Тыртычная,
потеряв в тумане нитку пробитого маршрута, выйдя на трудные скалы и не имея
снаряжения для организации своей страховки.
Еще беда: переход со спортивных маршрутов на трэд без специальной подготовки
и обучения умению страховаться. Скалолазы, дойдя на спортивных маршрутах до Fr
7, походив сложные спортивные мультипитчи, идут сразу на «четверки»- «пятерки»,
но страховаться не умеют, да и ориентироваться (находить маршрут без дорожки
анкеров) не научились. В этом плане Сокол на многих старых маршрутах чрезмерно
часто перенасыщен старыми скальными крючьями (в конце девяностых годов – начале
этого века забитых Коммунистом: он это делал, работая на КСС, чтобы легче было
клиентов водить), и несет как положительную, так и отрицательную роль в
обучении альпинистов. С одной стороны – по факту это спортивные мультипитчи,
которых так не хватает в Крыму, на которых можно учиться работать с веревкой,
страховать на станциях и пр. С другой стороны – альпинист не учится «читать»
маршрут (идет от крюка к крюку), не учиться «ставить свои точки». И затем,
выйдя на маршрут той же категории сложности где-нибудь на Кушкае, Мшатке
или Кильсе подвергает себя опасности.
В заключение несколько советов:
1. Вы хОдите в горах ДЛЯ
СЕБЯ: для собственного самосовершенствования, для удовольствия, но не для
славы, известности – это не стоящее, пустое. Шелуха. Сегодня ты на гребне
славы, а завтра тебя никто не вспомнит и не узнает. Остаешься только ты и твои
маршруты - то, что ты прошел. И то, как ты это сделал: взгромоздился, или тебя
затащили, или прошел сам да так, что «душа поет» (действительное и приятное
состояние восторга во время лазания: «Я МОГУ ЭТО!»)! А запоет душа только после
большой работы над собою: научиться нужно очень многому. И каждый раз,
когда тебе покажется, что ты всего уже достиг и все умеешь, жизнь выберет кучку
дерьма побольше, и окунет тебя туда с головою: «Ты так еще ничему не научился»!
Чтобы это происходило реже - убедите себя, что «век живи – век учись, а помрешь
дураком!».
2.
Соотносите свои желания со своими возможностями. Надейтесь, в первую очередь,
на себя: если вы не можете надежно пройти этот маршрут первым - значит вы не
доросли до него, походите что-то попроще. Для правильной оценки сложности и
опасности маршрута и своих возможностей нужно много- много ходить, попадая в
передряги и находя из них выход. Пока этого у вас нет – воспользуйтесь опытом
старших товарищей, посоветуйтесь с ними. Пройдите «контрольные тесты» на
готовность внизу (участки, аналогичные ключам маршрута по характеру и
сложности).
3.
Впитывайте полезную информацию о поведении в экстремальных ситуациях,
психологии, природе гор, метеорологии, действиям других в опасных ситуациях,
анализ НС и пр. – пригодится! И конечно, старайтесь учиться на чужих ошибках.
5. Горы
уважения требуют. К любому маршруту необходимо подходить серьезно и хорошо
готовиться: тренироваться, знакомиться по описаниям и рассказам его ходившим,
подбирать снаряжение и пр. Избегайте обижать Гору и маршрут: типа «Фуфло
полное, прошли, не вынимая рук из карманов». Я пользуюсь без суеверного страха
словом «последний» там, где оно необходимо: последний маршрут, последняя
веревка, последний день и пр. Но считаю, как и многие старые альпинисты, Горы
другой, минеральной формой жизни, имеющей сознание. Не обижайте их! Вы у них в
гостях (не званых, кстати), и ведите себя подобающим образом.
6. Даже
если вы горный гид, не побрезгуйте узнать, с кем вы идете на маршрут:
возможности, способности, характер, опыт и пр. Лучше ходить со знакомым,
испытанным напарником, но ведь когда-то и с ним вы шли впервые…
7. До выхода на
маршрут (особенно первый после перерыва, но и потом полезно) разлазьтесь,
почувствуйте трение, «поставьте» ноги, почувствуйте скалу. Если это делать с
будущим напарником по восхождению – то это и возможность «ближе познакомиться».
8. Не выходите
на маршрут, если он занят. «Горы стояли и стоять будут», а мы не просто
смертны, а «внезапно смертны», как говорил Воланд в «Мастере и Маргарите».
Часто НС происходит мгновенно: еще секунду назад все было хорошо, а теперь все
очень плохо, и назад ничего не вернешь! Выходите на маршрут раньше – будете
выше других. И пусть они уже решают: идти – не идти. Да и светлого времени
будет больше: оно может пригодиться при ухудшении погоды или состояния
маршрута.
9. И так, как говорил
В.И.Ленин, «Учиться, учиться и еще раз учиться!» В своей секции или клубе у
старших товарищей. В Горной Школе по специализированным программам у Ситника, в
Школе Нефедова, у Сергея Надточего (Террориста), у других тех, кто хочет
передать вам свой опыт. В перерывах учиться самостоятельно. Но учиться!
Государство "Альпинизм" не Украина или Россия, в альпинизме
наоборот: больше знаешь – дольше живешь!.
|